Советы логопеда




Воспитание звуковой культуры речи.

Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

 1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд                                                      (удержание   артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
 5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
 8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.




Организация проведения артикуляционной гимнастики

 1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем).
5. Для того, чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.

Упражнения для губ:

 1. Улыбка:  Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
 2. Хоботок (Трубочка). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
3. Заборчик. Губы в улыбке, зубы сомкнуты в естественном прикусе и видны.
4. Бублик (Рупор). Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны.
 5. Заборчик - Бублик. Улыбка – Хоботок : Чередование положений губ.
6. Кролик: Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Упражнения для развития подвижности губ:

 1. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
2. Улыбка – Трубочка: Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
3. Пятачок: Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
4. Рыбки разговаривают: Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
5. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
6. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук "поцелуя".
7. Уточка: Вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
8. Недовольная лошадка:  Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
 9. Рот широко открыт, губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь к зубам.

Если губы совсем слабые:
 - сильно надувать щеки, изо всех сил удерживая воздух во рту,
- удерживая губами карандаш (пластмассовую трубочку), нарисовать круг (квадрат),
 - удерживать губами марлевую салфетку - взрослый пытается ее выдернуть.

Упражнения для губ и щек:

 1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок:  Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок: Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Статические упражнения для языка:

 1. Птенчики: Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
2. Лопаточка: Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
3. Чашечка: Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
4. Иголочка  (Стрелочка. Жало):Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.
5. Горка (Киска сердится):Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
6. Трубочка: Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.
7. Грибок: Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

Динамические упражнения для языка:

 1. Часики (Маятник):  Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
2. Змейка: Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
3. Качели: Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
4. Футбол (Спрячь конфетку): Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
5. Чистка зубов: Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
6. Катушка: Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык выкатывается вперед и убирается в глубину  рта.
7. Лошадка: Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
8. Гармошка: Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
9. Маляр: Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
10. Вкусное варенье: Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
11. Оближем губки: Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти:

 1. Трусливый птенчик:  Широко открывать и закрывать рот, так чтобы тянулись уголки губ. Челюсть опускается примерно на расстояние ширины двух пальцев. Язычок-"птенчик" сидит в гнездышке и не высовывается. Упражнение выполняется ритмично.
2. Акулы:  На счет "один" челюсть опускается, на "два" - челюсть двигается вправо (рот раскрыт), на счет "три" - челюсть опущена на место, на "четыре" - челюсть даигается  влево, на "пять" - челюсть опущена, на "шесть" - челюсть выдвигается вперед, на "семь" - подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. Делать упражнение нужно медленно и осторожно, избегая резких движений.
 3. Имитация жевания с закрытым и открытым ртом.
4. Обезьяна: Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
5. Сердитый лев:  Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее - с шепотным произнесением этих звуков.
6. Силач: Рот открыт. Представить, что на подбородке повешен груз, который надо поднять вверх, поднимая при этом подбородок и напрягая мускулы под ним. Постепенно закрыть рот. Расслабиться.
7. Поставить руки на стол, сложить ладони одна на другую, упереться подбородком в ладони. Открывая рот, давить подбородком на сопротивляющиеся ладони. Расслабиться.
8. Опустить челюсть вниз с преодолением сопротивления (взрослый держит руку под челюстью ребенка).
9. Открывать рот с откидыванием головы назад с преодолением сопротивления руки взрослого, лежащей на затылке ребенка.
10. Дразнилки:  Широко, часто открывать рот и произносить: па-па-па.
11. Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произнесите гласные звуки:
 Ааааааааааааа;
 яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца);
 ооооооооооооо;
 ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец);
 иииииииииииии (рот слегка открыт).
12. Произнесите гласные звуки с голосом:
 Аaaaaaaaaaaaa;
 Яяяяяяяяяяяяяя;
 Ооооооооооооо;
 Ёёёёёёёёёёёёё;
 Иииииииииииии;
13. Слитно и протяжно произнесите несколько гласных звуков на одном выдохе:
 Аааааэээээ;
 Аааааеееее;
 Аааааиииии;
 Иииииааааа;
 Ооооояяяяя;
 Аааааииииииооооо;
 Иииииээээээааааа;
 аааааиииииэээээоооооо и т.д.

 Следите за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.
14. Произнесите пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта.
 Мал, да удал.
 Два сапога - пара.
 Нашла коса на камень.
 Знай край, да не падай.
 Каков рыбак, такова и рыбка.
 Под лежачий камень вода не течет.
 У ужа ужата, у ежа ежата.
В процессе выполнения упражнений следите за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносите немного подчеркнуто.

 Тренировка мышц глотки и мягкого  неба:

 1. Позевывать с открытым и закрытым ртом: позевывать с широким открыванием рта, шумным втягиванием воздуха.
2. Произвольно покашливать: хорошо откашляться с широко открытым ртом, с силой сжимая кулаки.
 Покашливать с высунутым языком.
3. Имитировать полоскание горла с запрокинутой головой.
 Полоскать горло тяжелой жидкостью (киселем, соком с мякотью, кефиром).
4. Глотать воду маленькими порциями (20 - 30 глотков):глотать капли воды, сока.
5. Надувать щеки с зажатым носом.
6. Медленно произносить звуки к, г, т, д.
7. Подражать:
 - стону,
 - мычанию,
 - свисту.
8. Запрокидывать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на затылке ребенка.
 Опускать голову с преодолением сопротивления. Взрослый держит руку на лбу ребенка.
 Запрокидывать и опускать голову при сильном нажатии подбородком на кулаки обеих рук.
9. Выдвинуть язык к подбородку, втягивать его в рот с преодолением сопротивления. Взрослый пытается удержать язык ребенка вне рта.
10. Произносить гласные звуки а, э, и, о, у на твердой атаке.
11. Произносить, удерживая кончик высунутого языка пальцами, и - а. Звук "и" отделяется от звука "а" паузой.
12. Надувать резиновые игрушки, пускать мыльные пузыри.